?

Log in

No account? Create an account
сумбур и брызги [entries|archive|friends|userinfo]
Анета

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Зачем? [Sep. 11th, 2003|01:21 am]
Previous Entry Share Flag Next Entry

[Tags|]
[Current Mood | frustrated]

Я, наверное, не знаю чего-то очень важного о своем народе.
Мне, наверное, нельзя писать ничего, кроме технической документации, потому что я не могу постичь всей мощи и глубины родного языка.

Но, может быть, еще не все потеряно. Может быть, кто-нибудь мудрый мне объяснит, я пойму, и все будет хорошо.

Так объсните же мне, ЗАЧЕМ? Зачем в литературных, окололитературных текстах, да просто в разговорах интеллигентных людей обязательно нужно то, что называют ненормативной лексикой? Нет, это не "Я девочка примерная, я таких слов не знаю". Нет. Мне это действительно неприятно. А главное -- непонятно, зачем?

"Не нравится, не ешь". Да. Согласна. Но.
Во-первых, я слабо себе представляю, что осталось бы от моей френд-ленты, если б я убрала оттуда всех, в чьих постах встречается мат.
Во-вторых, в конце концов я получила это в комментарии, обращенном ко мне. И не от какого-нибудь анонимуса, между прочим.

Да, я шесть лет проучилась в "мужском" вузе. И с любопытством читала надписи на партах (ради, например, таких перлов: "Если вам нечего делать, продолжите ряд Фибоначчи" -- и столбик уже пятнадцатизначных чисел. Не важно, кто понял, тот понял). Но -- это надписи на партах, хоть не совсем забор, но все равно -- тут понятно. Я знала о существовании "альтарнативного" гимна Физтеха. Но в наше, еще совсем недавнее, время его пели только когда ни одной девушки в пределах слышимости не было. (Как-то недавно приехал из Израиля наш друг, бывший физтех, на пикнике в лесу разобрала его ностальгия -- ну, очень захотелось это спеть! -- Так подошел лично к каждый из присутствующих девушек, и спросил разрешения: "Можно мы там.. в сторонке.. споем...") Я помню, как некоторые еще не очень старые физтехи возмущались, что этот текст выложили в интернет.

Да, вот такое (было) отношение.

А теперь -- это становится нормой? Да? Но -- зачем? Неужели без этого нельзя?
В текстах Щербакова, например, мата нет. Значит, все-таки можно?

Но если это становится нормой... то как же тогда быть, например, человеку, уронившему себе на ногу горячий утюг? Ему что при этом, произносить слова, которые встречаются в стихах современных поэтесс? И что, ему станет от этого легче?
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: dr_alex
2003-09-10 10:21 pm (UTC)
Хм... Я частенько употребляю у себя в журнале. Но на то есть две причины: во-первых, это иногда лучше передает емоции сопровождающие высказываемую мысль, во-вторых, я уже влился в эдакий "стебающий стиль", а в-третьих в америке хотя бы поматериться по-русски хочеться. Наткнулся на Ваш журнал случайно, но во френды включаю - мне нравиться =)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2003-09-11 10:37 am (UTC)

За добавление во френды -- спасибо :)

"стебающий стиль"? А это что за зверь, и с чем его едят?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lev_m
2003-09-11 07:24 am (UTC)

"Значит, все-таки можно?" - вопрос риторический.

Очень хорошо это объяснил Михаил Веллер ("Ножик Сережи Довлатова")
Цитата: "Экспрессия! Потому и существует языковое табу, что требуются сильные, запредельные, невозможные выраження для соответствующих чувств при соответствующих чувств при соответствующих случаях. Нарушение табу - уже акт экспрессии, взлом, отражение сильных чувств, не вмещающихся в обычные рамки. Нечто экстраординарное."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2003-09-11 10:34 am (UTC)

Re: "Значит, все-таки можно?" - вопрос риторический.

Да, с этим я согласна.

Так вот о том же и речь: от частого нарушения табу стирается, становится уже как бы нормой. Перестает быть экстраординарным. Недаром же есть определение: непечатные выражения. А их волне даже печатают...

И впечатление запредельных эмоций стирается. Остается только ощущение грязи. Так что, мало грязи вокруг, надо еще и так?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leonik
2003-09-11 07:42 am (UTC)
Мне кажется, это зависит от человека, употребляющего (или не употребляющего) мат. Из уст одного это звучит совершенно естественно. (Все это воспринимается, конечно же, на каком-то эмоциональном уровне, и оценка выходит безусловно субъективная.) От другого же воспринимается как попытка обратить на себя внимание.
Думаю, был бы весьма озадачен, если бы в песне Щербакова попался мат... Но с другой стороны - Венечка. Во всех "Петушках" всего пару раз проскальзывает, но как это опавданно и естественно - ведь именно ТАК переживает его лирический герой!

Тот же Сорокин вызывает во мне отвращение (да простят меня его поклонники!). Но тут уже дело не (только) в мате...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2003-09-11 10:47 am (UTC)
Да, когда оправданно, когда естественно, если писатель десять раз задумается над этим словом -- как, впрочем, и над всяким другим -- то тут чего уж...

Обидно, когда не задумываются, ляпают лишь бы ляпнуть. Конечно, одно-два метерных слова -- это будет гораздо выразительнее, чем одно-два обыкновенных, и при той же выразительности гораздо проще, чем целый абзац. Лень двигатель прогресса. Только что-то такой прогресс не радует...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tsvika
2003-09-11 05:02 pm (UTC)
Ленечка, ты, как всегда, лаконично и точно.Абсолютно согласна и по "Петушкам..." и по Сорокину. Есть еще Алешковский... Спорно.
Когда-то мы с тобой эту тему, если помнишь, обсуждали.
И еще. Ахматова как-то сказала:"Почему интеллигентному человеку можно ругаться матом? Потому что ему есть, что сказать, ПОМИМО этого."
PS Я матом не ругаюсь и не люблю, когда ругаются при мне. Так что это - не спич в защиту мата, упаси бог. Просто мысли вслух.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leonik
2003-09-11 05:15 pm (UTC)
Об Алешковском я как раз тоже думал, когда это писал. "Николай Николаич" мне очень нравится. Хотел его взять как пример, но потом подумал, что Венечка - это куда лучший вариант. Честно говоря, когда я прочел "Петушки", то понял, что Алешковский рядом просто отдыхает. Но это все, конечно, сугубо субъективно...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tsvika
2003-09-11 05:42 pm (UTC)

Опять согласна, ну что ты будешь делать!..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leonik
2003-09-11 05:49 pm (UTC)

Опять краснею. Вот так.

Прошу прощения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tsvika
2003-09-11 06:08 pm (UTC)

Re: Опять краснею. Вот так.

Да чего уж там!..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anka_v
2003-09-11 09:10 am (UTC)

Вот и я о том же (почти) :)

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2003-09-11 10:48 am (UTC)

Re: Вот и я о том же (почти) :)

Ну да, смешно :)
Недаром куча анекдотов на этом завязано..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anka_v
2003-09-11 11:53 am (UTC)

Re: Вот и я о том же (почти) :)

Мне там ссылку дали хорошую, почитайте. По-моему как раз для нас с Вами, для непонимающих, написано.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evr
2003-09-16 06:23 am (UTC)
"слабо себе представляю, что осталось бы от моей френд-ленты, если б я убрала оттуда всех, в чьих постах встречается мат."

А я вот представляю. В моей ленте это позволительно одному, только одному юзеру, которого я добавила после больших сомнений.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dubravka
2003-09-24 01:35 pm (UTC)
Про физтехов это на мой взгляд иллюзия. Матерились и особый кайф в этом находили. При девушках на помню, чтобы как-то явно кто-то так матерился, но все равно, то что стало нормой общения выплескивалось наружу то и дело.
К мату я как относилась плохо, так и до сих пор отношусь. В наших компаниях никогда и никто не матерился, во всяком случае при девушках. Долгое время я была уверена, что муж мой тоже не матерится. До тех пор пока мы однажды чуть в аврию не попали. Надо было излить накопившиеся эмоции, я его за это не осуждаю, просто слова эти позволяют быстро и эффективно разрядиться.
На эту тему могу долго говорить, поэтому кончаю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2003-09-24 01:50 pm (UTC)

я не говорю

что физтехи не матерились -- я не настолько наивна :))
"При девушках не помню, чтобы как-то явно кто-то так матерился" -- я только об этом :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dubravka
2003-09-24 02:25 pm (UTC)

Re: я не говорю

Возвращаясь к теме топика, могу сказать, что, как правило, матерящиеся френды, постепенно отпадают. Сейчас у меня во френдах дамско-мамская тусовка, которая говорит о детях, мужьях, житье-бытье, так что мат как-то не вписывается в эти разговоры и я в принципе вполне довольна обществом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dubravka
2003-09-24 02:40 pm (UTC)

Re: я не говорю

Возвращаясь к теме топика, могу сказать, что, как правило, матерящиеся френды, постепенно отпадают. Сейчас у меня во френдах дамско-мамская тусовка, которая говорит о детях, мужьях, житье-бытье, так что мат как-то не вписывается в эти разговоры и я в принципе вполне довольна обществом.
(Reply) (Parent) (Thread)