?

Log in

No account? Create an account
кто о чем.. - сумбур и брызги — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Анета

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

кто о чем.. [Aug. 14th, 2004|02:52 pm]
Previous Entry Share Next Entry

[Tags|, , , ]
[Current Mood | задумчивое]
[Current Music |дождь]

Помнится, когда я принимала свой самый-самый первый экзамен (первый курс, механика) -- волновалась, наверно, больше, чем студенты.
И вот, одним из первых приходит ко мне студент -- краси-ивый! то есть, я его не запомнила, и сейчас бы не узнала, помню только, что у него были длинные ресницы и тонкие пальцы -- любимец лектора. Отдавая мне его зачетку, лектор (он же семинарист) говорил, что, мол, студент очень хороший, вот только письменную работу неважно написал, наделал глупых ошибок. Но может, дескать, удастся на устном вытянуть его на пятерку?
А по первому впечатлению студент действительно был хороший. Билет ему попался сложный, его даже отменили на этом потоке. "Я отменил этот вопрос, -- сказал лектор, -- не хотите взять другой?" "Нет, почему же. Я расскажу!" -- ответил студент.
Что-то он рассказал. С энергией и энтузиазмом, что-то он мог рассказать на любую тему, что-то любопытное, даже то, чего в программе не было. Но на простые вопросы вроде "а можете это соотношение доказать?", не выходящие за рамки программы, на которые отвечают даже троечники, -- начинал что-то писать, тут же путался, в итоге так и не отвечал. С веселым любопытством скакал по верхам, а копнешь чуть глубже -- все, тут интерес кончается.
Мне очень не хотелось огорчать такого красивого и любознательного юношу, не хотелось портить зачетку, в которой ни одной четверки еще не было, не хотелось разочаровывать лектора -- но... Но я все-таки не поставила ему пятерку.

Сейчас, листая методичку и учебники по русской литературе,  я понимаю, что сама оказалась в положении этого студента. Я что-то читала, о чем-то и о ком-то что-то знаю. Но читала я только тех, кто нравится, и получала удовольствие, не задумываясь, от чего именно. Тех, кто не нравится, я не читала, и даже не смогла бы объяснить, почему они мне не нравятся. Уж не говоря о том, чтобы произвести какой-то литературный анализ произведения...

Сладкий сон студента: преп, сдающий экзамен...
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: rept_tile
2004-08-16 03:59 am (UTC)
Мне кажется, упомянутая параллель была бы уместна, если бы Вы поступали учиться на критика. Вообще данный вопрос меня давно интересовал - почему от будущего писателя (в данном случае поэта) в нашей системе образования требуется доскональное знание путей, пройденных его предшественниками? Разве не божий, грубо говоря, дар и наличие _собственных_ творческих мыслей, плюс стержень (ака жизненная позиция) и еще бог знает что - мало завязанное на подкованность и знание ремесла - определяет настоящего поэта? Понимаю, что это идеализм и что у государственной системы подготовки кадров должны быть более точные критерии отбора. Но перед глазами почему-то встают Рэмбо или Верлен, вещающие назубок о литературных приемах эпохи Возрождения строгим экзаменаторам - и становится весело. А Вы что думаете по этому поводу?
P.S. Не расслабления ради. От всей души желаю удачи в остатке испытаний! Вы это сможете.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-08-16 07:55 am (UTC)
Согласна. Это главное. Думаю, преподаватели Литинститута с Вами тоже согласятся -- недаром же первым этапом отбора абитуриентов они сделали творческий конкурс: к экзаменам допускаются только те, кто уже создал что-то оригинальное. Да и к экзаменам подход достаточно неформальный: перед творческим этюдом, например, нам рекомендовали забыть, как нас в школе учили писать сочинение, в изложении требовалось привести собственные рассуждения на тему прочитанного отрывка, а на экзамене по литературе советуют не пересказывать критику, а высказать пусть не такие умные мысли, но свои.
Но, с другой стороны... Вот, хотела я тут расписаться на пару абзацев, но пришел умный agent_00f и сказал: "Есть польза в том, чтобы знать, как работают критики. Потому что вы переносите цикл обратной связи отчасти внутрь". Я уже писала когда-то, отвечая на вопрос, зачем я хочу учиться в Литинституте, что на данном этапе стала ощущать острую потребность как раз в подкованности и знании ремесла. И опять agent_00f: "Вот Бродский же говорил, что вы стартуете с того места, где закончили ваши предшественники. В том числе вы вчера". ("Вот зачем ты с усами? Пошел бы и сдал за меня экзамен" -- это я ему давно говорила ;) )
(Reply) (Parent) (Thread)