?

Log in

No account? Create an account
научите меня жить: принципы? - сумбур и брызги [entries|archive|friends|userinfo]
Анета

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

научите меня жить: принципы? [Jun. 10th, 2004|02:56 pm]
Previous Entry Share Next Entry

[Tags|, ]
[Current Mood |в сомнениях...]

"Девочка, вот ты рвешь цветочки, да? А вот представь себе, если б все стали делать так как ты, рвать цветочки? Тогда б ни одного цветочка на земле не осталось!"

Чем-то эта, вобщем-то, логичная формулировка меня раздражала. Взрослым я, конечно, не грубила, но внутри себя найти возражения пыталась. Ничего убедительного не находилось, но и согласиться что-то мешало.

"Зачем ты платишь частникам 50 рублей, если можно поторговаться, или поймать другую машину, и в конце концов уехать за 20? Ты их разбалуешь, и они поднимут цены!"
И тоже -- согласиться не могу, а что возразить -- не знаю.

И -- ситуация, в которую по статусу последнее время попадаю неоднократно. Последний раз не далее как сегодня.
На одной руке -- что-то вроде "Понимаете, под этой оценкой я ставлю свою подпись. А это значит, что я подтверждаю Ваши знания по этому предмету. А потом -- Вы получаете диплом МФТИ, а это значит, что институт подтверждает Вашу квалификацию. А диплом МФТИ -- это такая вещь, которой доверяют. И доверяют именно потому, что..." и т. д.
А на другой -- человек. Конкретный человек, со своими проблемами, комплексами, переживаниями, целями и ценностями. И я могу добавить ему этих самых проблем, без всякой пользы -- ведь все равно кто-нибудь рано или поздно поставит ему эту тройку! Или не поставит -- и тогда проблем у него будет еще больше.
А могу -- сделать для него что-то хорошее.
И я каждый раз выбираю человека. А вон те занудные -- хоть вобщем-то и правильные -- слова так и остаются не сказанными.

Что это? Беспринципность? Несознательность? "Мягкотелость"? Или что-то другое?
Нужно ли себя воспитывать? Если да, то как?

И почему меня так раздражала фраза из начала этого поста?
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: youngerson
2004-06-10 04:41 am (UTC)

Ах, как жаль...

что я заканчиваю четвертый курс и у меня кончилась общая физика ;-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-06-13 11:04 am (UTC)

Re: Ах, как жаль...

И уже не увидишь в окне дифракцию Фраунгофера? ;)) а то самые "талантливые" видят...

Приходи в гости на лабы, поиграть битлов на генераторе :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: aneta
2004-06-13 11:03 am (UTC)

Re: ...мысль в голове доформулировалась... :)))

Ну да, наверное, у меня чуть по-другому.
Может быть, логическая связка верна -- тем более что из ложной посылки следует все что угодно. И если все действитеьлно будут рвать цветочки, переплачивать частникам и ставить тройки нахаляву, то это грозит падением престижа института, нарушением равновесия в бизнесе частного извоза, и экологической катастрофой. Но вот почему из этого следует, что я должна менять свое поведение?? Ведь цветочки никто кроме меня не рвет не потому, что все кроме меня заботятся о родной природе, а потому, что кому эти цветочки нафиг нужны? Ну, и т. д.

Но, с другой стороны, вспоминается анекдот о том, "почему евреев не любят..."
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elnorda
2004-06-10 07:54 am (UTC)
... потому что так - не бывает. просто не бывает, эхоть такой ответ звучит еще глупее. никогда не получится такой ситуации, в которой абсолютно все начнутделать что-то мало того, что одновременно, но еще и одно и тоже, с одним и тем же отношением к своим поступкам. Из-за индивидуальности, из чувства противоречия, не важно.. всегда найдется кто-то, кто против, кто не станет так поступать...

нет, не беспринципность, не мягкотелость и не тд... Сдесь дело в другом. каждый, кто становиться в своей жизни в роль преподавателя, должен сначала для себя решить, сможет ли он НИКОГДА не смешивать два своих проявления: преподавателя и человека, понимающего жизнь с позиции себя и своего мировосприятия. После принятия такого решения, он будет себя вести соответствующим образом. Ну согласись, ведь бывают очень кдлевые преподы и при этом несносные люди? Да и наоборот бывает... Но ведь не всегда человек действительно может разделить эти х двоих, и тогда они начинают вмешиваться во все, и в дела друг друга в первую очередь... и преподаватель думает "какая симпатичная, но ниегошеньки не знает, ладно, хор... и пусть не мучается" или же "ваша позиция по данному вопросу совсем не уместна. и три за такие умозаключения не поставил бы" (а речь идет о какой-нибудь ссоре друга дества с его же женой и следующим за ним разводом)...
Вот, что-то где-то так...
А ты разделяешь в себе преподавателя и человека?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-06-13 12:45 pm (UTC)
преподавателя и человека? Нет, наверное... а надо?
что такое преподаватель -- я еще хоть как-то представляю... но объясни мне пожалуйста, что такое в данном контексте человек? И если их разделить, то кто тогда будет преподаватель? Машина? Животное? Абстрактная сущность?
А студенты кто?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: abys
2004-06-10 09:00 am (UTC)

А вот не научу- case by case

Фраза понятно почему не нравится. Демагогия раздражает. Так называемая "демагогия без нарушения логики".
Суждение "если все будут что-то там делать => наступит то-то" логичное и сознательно подводит к неверным выводам, т.к. опущен самый сложный вопрос- а правда ли, что все будут что-то там делать?
Анет, вот только никаких общих рецептов как поступать нет, и быть не может.
Одно и тоже построние "не бросайте под ноги пустую пачку из-под сигарет, если все так будут делать, помойка получится" верна, когда человек находится в метро. И неверна, когда он в безлюдной тайге.

А что касается конкретно физтеха- лично я бы из человеколюбия оценки не завышал. Просто потому, что мне дорого это доброе имя и хочется, чтобы студенты, получающие заслуженное 5, могли этим гордиться и испытывали внутренние удовлетворение.
А личные проблемы...
во-первых я уверен, что к экзамену вполне можно подготовиться и хорошо его сдать. Ну вот нет тут ничего непосильного
во-вторых, личные проблемы так на самом деле не решить. Более того, подозреваю, что укушенный разок пироог халявы будет эти самые проблемы питать и они начут усиленно плодиться и размножаться в ответственные моменты.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-06-13 11:11 am (UTC)

Re: А вот не научу- case by case

а какое отношение заслуженная пятерка имеет к незаслуженной тройке? :)
Кстати, вот для этой цели -- чтобы отличить заслуженную оценку от натянутой, у нас на кафедре сейчас выставляются оценки по 50бальной системе. И 45 -- это уже отлично. Но и 55 -- тоже отлично. А оценка 25 -- это уже удовлетворительно. Но и в зачетку, и в ведомость ставится 25, так что и в деканате, и на кафедре все знают, что это такое на самом деле...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: abys
2004-06-18 04:16 am (UTC)

Re: А вот не научу- case by case

В принципе согласен, незаслуженная тройка в первую очередь девальвирует не заслуженную пятерку, а заслуженную тройку.
Но ведь потом этот "два в уме" пойдет куда-то работать, диплом свой будет показывать. А это уже скажется на тех, кто учился без натяжек. Репутация вещь немаловажная.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-06-13 11:28 am (UTC)

Re: А вот не научу- case by case

А то, что нет ничего непосильного -- я знаю.
Я как-то умудрилась проучиться, не зная, когда закрываются зачетные ведомости, отрывные используя только для досрочных экзаменов, а что такое "допуск" и для чего он нужен -- до сих пор представляю довольно смутно. Так что ничего невозможного нет.
А психология людей, которые начинают учиться к зачетной сессии, мне непонятна. Я не знаю, что с ними делать.

Но в данном конкретном случае -- если б я видела, что пересдача принесет этому парню хоть какую-то пользу, у меня б хватило твердости его туда отправить. Но это было бесполезно :(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: abys
2004-06-18 04:06 am (UTC)

Re: А вот не научу- case by case

В каком смысле бесполезно? Что все равно нормально не сдаст? Тогда может ему отчисление пользу принесет? Сориентирует.
Ну нет тут ничего непосильного - экзамен сдать. Если студент это в принципе сделать не в соостоянии, то чем раньше он поймет, что неправильно выбрал институт, тем для него лучше. А если полный разгильдяй, почему бы ему хоть немножко не поработать?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-06-26 02:44 pm (UTC)

Re: А вот не научу- case by case

А вот не хочу я учить разгильдяев.
Если человек приходит за знаниями -- он их получит.
Если же он приходит только за оценкой -- я этого не понимаю.. но что мне, жалко?
Да, имидж института страдает. И это единственное, что заставляет меня сомневаться. "Но если б даже люди всей земли одного меня избрали и вручили мне весь мир, то что б я смог один?" Это к тому, почему, собственно, я поставила этот вопрос в комании с теми другими. Что, собственно, меняет одно мое решение?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zauberer
2004-06-10 11:41 am (UTC)
Как это видится мне со своей, низкой, колокольни: как человек неостепенённый я ещё не имею права принимать экзамены, но мне приходится выпускать студентов на сессию, ставить им зачёты. И некоторым ставлю "зачёт" не потому, что они выполнили программу и могут предъявить какие-то знания, а просто потому, что они вот уже две недели ходят ко мне каждый день и ни на шаг продвинуться не смогли. Когда чувствую "бесперспективняк", то сразу ставлю зачёт, потому что пользы какой бы то ни было от дальнейших встреч и разговоров не вижу. А если думается мне, что чел может что-то и прочитает специально для того, чтобы долги сдать и зачёт получить, то буду с ним сидеть до конца -- может, потом ему хоть какой-нибудь кусочек этого да пригодится.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-06-13 11:42 am (UTC)
Да, под всем этим я бы подписалась.
Но сомнения вот в чем... Этот самый "бесперспективняк" -- стоит ли им вообще учиться, если это бесполезно? И если в моем случае речь идет только о престиже института (что уже само по себе не мало, для меня, по крайней мере), то в Вашем -- это ж будут врачи, да? Безграмотный физик никому вреда не принесет, а вот безграмотный врач...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zauberer
2004-06-14 01:17 am (UTC)
Так получается, что чтобы быть отчисленным из нашего института, нужно сделать что-то уж совсем из ряда вон, и просто неполучение зачёта по какому-то предмету большой погоды не сделает. Вот если экзамен не сможет ни сдать, ни пересдать -- это уже серьёзнее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mopexod
2004-06-10 11:52 am (UTC)
Ну и правильно, что студентов жалеешь. Тройка - всё равно не оценка. Троешный диплом - совершенно не котируется.
Воспитывать себя, наверное, нужно всегда (понемногу). Но не на этих случаях.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexcohn
2004-06-10 02:17 pm (UTC)
Знаешь, все сильно зависит от происходящего вокруг. В Израиле никто не рвет цветочки. Не с клумбы, а в лесу. Тысячи людей, автобус за автобусом, едут ранней весной на холм, который называется "холм ирисов", и идут там по проложенной между цветами узкой тропинке. Дети, старики. Если бы хоть один ребенок из тысячи срывал один цветок, к вечеру цветов бы не было. Не рвут.

Также и с оценками: когда вокруг все были принципиальны, ты бы и не подумала о возможности "пожалеть". Сейчас - это вполне в рамках нормы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-06-13 11:58 am (UTC)
Да, если институту суждено деградировать, он сделает это и без меня, и я его не спасу :(

А под цветочками я подразумевала одуванчики, и им подобные, которые тоже никто не рвет -- потому что нафиг они кому нужны?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ulh
2004-06-10 08:16 pm (UTC)
На мой взгляд, никакой диплом никакого университета/института (сегодня) не котируется и котироваться не может (по крайней мере, мной =), ибо, как правило, в процессе обучения человек приобретает только знания, и на экзаменах проверяются только знания, а нужно-то, на самом деле, понимание, ибо при его наличии, по-моему, недостающую информацию можно добыть из справочника. Дипломы и курсовые же можно купить, и, если человек не дубина, никто этого не заметит. Ну и учат все перед экзаменом, забывая всё напрочь после него, несмотря ни на какие отл. А вот насчёт "трояков" (и это говорю я! =) -- тут есть ещё такой аспект, как неуважение ученика лично к вам, если он позволяет себе и т. д.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-06-13 12:08 pm (UTC)
Так фокус в том, что институт, о котором идет речь, всегда славился тем, что его выпускники, хоть и забывали, как все нормальные люди, то, что они выучили, приобретали некий спосвобы, как быстро восстановить то, что они уже знали, или освоить что-то новое -- вот то самое понимание, о котором Вы пишете. И не хотелось бы, чтобы об этом можно было писать только в прошедшем времени.

А что он себе позволяет? Не знать мой предмет? Знаете, в мире есть достаточно много людей, которые не знают физики, но при этом уважают меня и уважаемы мной. А вот если б он пытался меня обманывать, хитрить -- это да. Но этого не было. Он просто "не тянул".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ulh
2004-06-14 01:23 pm (UTC)
Не уделять минимума внимания вашему предмету означает, на мой взгляд, не уважать ваш труд. Впрочем, я сам грешен (весьма).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: abys
2004-06-18 03:56 am (UTC)
Мне кажется, Вы преувеличиваете. На диплом при приеме на работу обращают внимание, да еще какое.

А что касается знания и понимания- на экзаменах по физике нам разрешали пользваться учебниками. Кардинально так подошли, сделав шпаргалки в принципе не нужными.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: austinfan
2004-06-22 01:34 am (UTC)
> На мой взгляд, никакой диплом никакого
> университета/института (сегодня) не котируется и
> котироваться не может

У Вас крайне скромный жизненный опыт :)
Диплом котируется, и еще как.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vsem_vetram
2004-06-11 04:05 am (UTC)
можно я воздвигну Вам памятник?
потому что я уже почти не верю в то, что бывают люди, которые думают о людях, а не о том, что вчера гаишник опять выдал им квитанцию, что у них отключили отопление, о том, что не платят, очереди и так далее... и которые не пытаются соравть на учениках всю злость, как будто именно они виноваты во всем...
ну, а если не памятник, то хотя бы мемориальную табличку?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-06-13 12:37 pm (UTC)
да люди разные бывают.. просто надо верить :)
я вот например верю, что не все студенты думают только о том, как бы попить пива, погонять в футбол, оторваться на дискотеке, поспать, а препа -- перехитрить, списать, спихнуть нахаляву, чтоб эта учеба "жить" не мешала... наивная, наверное, но -- верю, что не все :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vsem_vetram
2004-06-15 11:38 pm (UTC)
верить надо... но не удается. как-то что-то весь мир против... но, как известно, "бедному Ванюшке все в (*жесткая цензура*) камушки..." видимо, мой случай.
не все! не все! это точно! я хоть и не студент, но пиво не пью! и вместо футбола предпочитаю лыжи... а преподов лучше не обманывать... у меня как-то это плохо получалось всегда... лучше им зубы заговаривать... это даже приятно...
все равно приятно не только верить, но и ВИДЕТЬ =))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: austinfan
2004-06-22 01:30 am (UTC)
Ну-ну, жалеть себя и придумывать оправдания "выбору человека" можно до бесконечности.

Но теперь понятно, откуда растут ноги у этой статистики (накоплена в крупной организации, которая несколько лет роет рынок труда в поисках толковых специалистов):

1) Лишь 30% выпускников Физтеха (0-1-2 года после выпуска) и студентов старших курсов могут сформулировать, что такое "первая производная функции одной переменной в точке". Одиозные случаи, когда человек пишет в резюме фразу Strong mathematical background и все равно не ведает, что такое первая производная.

2) Лишь 5% выпускников и студентов Физтеха (те же года выпуска и те же курсы) знают, что такое "Декартово произведение двух множеств".

Человечность человечностью, но ведь потом это говно "со своими проблемами, комплексами, переживаниями, целями и ценностями" получает красный диплом и размахивает им на каждом углу. Попросту вводит людей в заблуждение.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-06-26 02:29 pm (UTC)
Ну, о красном дипломе тут никак речь не идет.

Во втором вопросе я в пять процентов не попадаю. То есть, я могу предположить, что это такое, и может даже угадаю -- если спросят. Могу посмотреть в справочнике или интернете, если мне это понадобится. Но до сих пор не понадобилось.

А вот с первым вопросом... что-то в этой статистике заставляет сомневаться. Ведь это то, чем человеку постоянно приходится пользоваться в любой хоть сколько-нибудь технической области -- уж на протяжении 6 лет обучения точно.
Какой ответ считался правильным? lim (delta Y / dela X) эту крупную организацию устраивал?

А халявщики были, и будут всегда, и никуда мы от них не денемся. Я лично знаю одного пятикусрника, который плохо себе представляет, как выглядит график экспоненты. Он и на работе вел себя так же, как, похоже, привык в институте: главное спихнуть нахаляву. На его программы было просто тошно смотреть.

И Вы правы -- тут я действительно жалею прежде всего себя. Я не хочу иметь с таким человеком ничего общего. Я ничему не смогу его научить при всем желании -- хотя бы потому, что желание должно быть обоюдным. А взаимодействовать со студентом каким-либо другим образом -- кроме как учить его моему предмету -- я не хочу. Учить его жить, противостоять ему -- нафиг мне это надо? Я не понимаю, зачем ему нужны эти липовые оценки. Но зачем-то нужны. Если он не понимает, что реальные знания и умения важнее, чем корочка -- я все равно ему этого не объясню. А в "крупных организациях" и так разберутся...

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: austinfan
2004-06-28 12:28 am (UTC)
> lim (delta Y / dela X) эту крупную организацию устраивал?

"Предел отношения приращения функции в точке к приращению аргумента" - уже валидная формулировка. Спросить, а что такое предел, - это окончательно испортить себе впечатление о человеке :)

Декартово произведение мелькает в линейной алгебре, потом в функане (он есть не у всех физтехов).

Статистика основана на моем одногруппнике, который в конторе (где я через неделю начну работать) за два года прособеседовал порядка 250 человек, из них примерно половина - физтехи (выпускники, в основном). Это он все подсчитал.

Я недоумеваю вместе с Вами. Хоть я и работал в программировании, но определения предела, производной, некоторых теоретико-множественных вещей, - они просто вварены в головной мозг.
(Reply) (Parent) (Thread)