?

Log in

No account? Create an account
Нужен «камертон» - сумбур и брызги [entries|archive|friends|userinfo]
Анета

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Нужен «камертон» [Nov. 26th, 2015|08:01 pm]
Previous Entry Share Next Entry

Друзья, скажите, во фразе «Это плохо, что ты не сделала Х» есть обвинение? Формально нет, в суде не прокатит. Но если б вы такую фразу услышали в обиходной речи, услышали бы вы в ней обвинение?
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: gabryel
2015-11-26 07:18 pm (UTC)
Мне кажется, это зависит от контекста, от того, к чему относится оценка, к ситуации или к человеку.

Плохо, что ты обещала купить хлеб, и забыла, а теперь бутерброды не из чего сделать - это, на мой взгляд, констатация факта.
Плохо, что ты не купила хлеб, теперь не из чего сделать бутерброды, ты плохая мать, жена, хозяйка - это обвинение.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2015-11-26 08:45 pm (UTC)
Для меня уже есть разница между «жаль, что у нас нет хлеба» и «плохо, что ты не купила хлеб». До того, что в конце второй фразы, в явном виде не доходит, конечно. Но речь идёт, увы, не о бытовой ситуации...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: cloud_seagull
2015-11-26 07:23 pm (UTC)
Мне кажется, что если не обвинение, то осуждение есть точно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anna_frid
2015-11-26 07:34 pm (UTC)
Да, однозначно есть. Чтобы обвинения не было, надо говорить, скажем, "Жалко, что мы этого не сделали". Или "черт, ну раз уж это не сделано, то давай так".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: cat_lynx
2015-11-26 07:36 pm (UTC)
Я - однозначно да.
Не потому, что человек так сказал (имел в виду), а потому что это так воспринимается мной.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yasnaya
2015-11-26 07:37 pm (UTC)
Ой, это очень ситуативно! Зависит и от того, о каком Х идёт речь, и от контекста, и от обычной манеры говорящего. И обвинение может быть, и сожаление, и простая констатация факта, и даже сочувствие.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rioman
2015-11-26 08:17 pm (UTC)
Угу. Очень много зависит от невербальных факторов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: gershshpraihler
2015-11-26 07:43 pm (UTC)
для объективности нужно чтобы вторая сторона тоже пришла в жж
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2015-11-26 08:12 pm (UTC)
Пост открытый. И конкретную ситуацию мы уже обсудили. А тут мне интересно именно что думают люди «в среднем», услышав такую фразу.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: winpooh
2015-11-26 08:24 pm (UTC)
Да.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rainbow_i
2015-11-26 08:38 pm (UTC)
за редким исключением (невербалка, интонация, конкретный человек) - да, обвинение.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2015-11-26 08:43 pm (UTC)
Невербалки и интонации нет, а вот конкретный человек... утверждает, что обвинения не имел в виду. Вот я и хочу понять, это я "вчитываю", или так бы поняла не только я...

Edited at 2015-11-26 08:46 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sonnaja_belka
2015-11-26 08:52 pm (UTC)
сильно зависит от человека. В контексте, например, мамы - осуждение или обвинение, в контексте Льва, Вадима или, например, Хедина - констатация факта или расстройство по поводу того, что Х не сделано.

Кстати, к тому факту, что, говоря нечто подобное, не обвиняют, привыкала очень долго и до конца так и не привыкла.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2015-11-26 08:53 pm (UTC)
я вот тоже никак не привыкну...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: irka_sun
2015-11-26 09:27 pm (UTC)
Сильно зависит от контекста и интонации. Для меня плохо и хорошо - довольно нейтральные слова, характеризующие ситуацию. По умолчанию эмоционально они не окрашены. Например плохо, что идет дождь, когда мне надо что-то делать на улице. Но если "плохой" переносится на человека, то это уже оценка, хотя и не обвинение и может быть обидным.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: back_to_elfing
2015-11-26 09:51 pm (UTC)
Однозначно, да. Но я ранимый параноик, который "никто меня не любит".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dina_s_fizteha
2015-11-26 10:28 pm (UTC)
Вот прям никаких сомнений, что да. «Плохо, что Х не сделано» — может быть не обвинением, и то от контекста зависит.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kattea
2015-11-26 10:56 pm (UTC)
для меня сильно зависит от ситуации в целом; от того, обещала ли я сделать или просто предполагалось, что сделаю; и конечно, от того, кто говорит.
и даже в виртуальном письменном общении зависит.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nat_igra
2015-11-26 11:46 pm (UTC)
Скорее да, чем нет. Ну то есть в конкретной ситуации, от конкретного человека возможно и просто констатация факта.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: akuklev
2015-11-27 01:45 am (UTC)
Мне кажется, что это можно определить только по интонации. В случае текстового общения, я вчитываю окраску (которую при живом общении беру из интонации), исходя из того, как такое обычно говорит собеседник.

Есть очень немного собеседников, услышав от которых такое “плохо” я не вчитаю в это порицания, либо вчитаю с осторожностью, удерживая в голове спорность моей интерпретации. Причём речь не идёт о дихтомии “констатация факта”/“выражение отношения”: у меня есть школьный ещё друг со склонностью удивительно горестно сокрушаться по самым разнообразным поводам (часто несколько в духе ослика Иа-иа и в точности с тем же фатализмом) и выражать самую разнообразную досаду не стесняясь в выражениях, но притом без тени обвинительности или порицательности. Он безусловно выражает отношение своими “как же мерзко {такой-то поступок или бездействие} обернулся”, а не просто констатирует факты, но совершенно искренно без малейшего обвинения или порицания.

Edited at 2015-11-27 01:50 am (UTC)
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>