?

Log in

No account? Create an account
Научите меня жить: о стихах. - сумбур и брызги — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Анета

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Научите меня жить: о стихах. [Mar. 10th, 2004|02:19 am]
Previous Entry Share Next Entry

[Tags|, ]
[Current Mood |?]

Если у меня когда-нибудь будет дочка, и если я доживу до ее подросткового возраста, то ЦВЕТАЕВОЙ У МЕНЯ В ДОМЕ НЕ БУДЕТ!!!

Не хочу ни любви, ни почестей.
-- Опьянительны. - Не падка!
Даже яблочка мне не хочется
-- соблазнительного -- с лотка....

Что-то цепью за мной волочиться,
скоро громом начнет греметь.

Как мне хочется,
как мне хочется --
потихонечку умереть!

А ведь я читала это в свои 15-16 лет... Ну, может не именно это. Но что-то другое. Много чего другого, не менее пронзительного, и что самое страшное -- гениального. А сейчас... Нет, я не скажу, что я сейчас вот именно так и живу. Но своей дочке я этого читать не дам. Пусть лучше Щербакова слушает. "Будет ли так и впредь? Допускаю, что будет еще и не так" -- он как-то умиротворяет...

А вы и поверили, что не будет... Поверили, да? Ну, хорошо. Ну, предположим, раздарю я все книжки Цветаевой, что у меня есть и к тому времени появятся -- хорошим людям раздарю, чтоб не жалко, но -- взрослым. Потру все файлы с песнями на ее стихи -- оставлю только какие-нибудь безобидные "Вы чьи широкие шинели" или "Мне нравится, что Вы больны..", которое и так каждый год. Ну и что? Останется ведь интернет, и поди знай что еще к тому времени появится... может, мысли напрямую читать можно будет. Но даже и без этого...
(В мои те самые 15-16 у нас дома, кстати, книжек Цветаевой не было. Просто потому, что их было не достать. Но мне это как-то не помешало -- даже тогда)
Великие поэты, чтоб их... Куда от них денешься? А ведь они -- стихи из жизни делают. И не только из своей...

Так к чему я это. Вопрос такой.
Как вы думаете, кого из великих, настоящих поэтов можно давать читать/слушать еще не сформировавшейся личности? Чтобы и вкус к хорошим стихам привить, и... без вреда здоровью.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: karpovka
2004-03-09 07:52 pm (UTC)

Барто...
Маршака...
Ну.. Пушкина ещё выборочно можно...
:0)
Сложноватенький вопросик...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-03-09 11:05 pm (UTC)
Ну, да, это понятно.
Но я имела в виду тот возраст, когда из Барто и Маршака уже вырос, и Пушкин уже поднадоел..
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sova_f
2004-03-09 10:40 pm (UTC)
Анета, я не понимаю твоего вопроса, правда. Никто еще из-за хороших стихов не вешался на моей памяти. Если вешались, то от других причин. А дочку лучше на хороших стихах воспитывать, чем на плохих :)

Кстати, о Цветаевой: ты слышала песни Златы Раздолиной на ее стихи? Если да, то как тебе?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-03-09 11:11 pm (UTC)
Ну да, не вешался, это уже экстрим был бы. Но отношение к жизни, к миру...
Что лучше на хороших -- согласна, я ж как раз про хорошие и спрашиваю.

Песни не слышала :( Стоит послушать? :)
Я вчера накачала из сети песен Фроловой на Цветаеву, и на Бродского. На последнего нравятся от силы 3-4 песенки. (У Миши получается гораздо лучше, имхо ;) ) А на Цветаеву -- я еще не знаю, как к этому относиться. Послушала только по одному разу пока
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: lamilla
2004-03-10 01:13 am (UTC)

Re:о стихах

А может и не полезет она сама их читать? Или простя первое, отложит прочь? В детстве (-юности до опр поры)не любят стихи. Ну или только "очень некоторые" любят. Я вот в школе их вообще не понимала, и прекрасными не находила... Понимание потом пришло (и то не совсем, видимо ;))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-03-10 03:27 am (UTC)

Re: о стихах

Ну, я тоже стихи Цветаевой "прекрасными" не находила. Стихи, и все. По определению. Вот именно это стихами и называется. Базис такой, начало отсчета.
Если не полезет -- тогда и проблемы не будет. Но если это будет хоть сколько-нибудь моя дочка ;) -- то... ох, боюсь, полезет...

А тебе что в том возрасте нравилось?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: maryon
2004-03-10 01:51 am (UTC)
Моей дочери 5,5 лет.
Начинали мы с Барто (естественно!), Чуковский, Маршак, Заходер...Недавно увлеклись забавными стишками Э.Успенского и А.Усачева...
Особо - сказки Пушкина (единственный поэт, чье авторство дочь определяет по фрагментам стихов).
И до Цветаевой дорастем (я надеюсь)
А вопросы "о смысле жизни" у дочуры все равно появятся. Тут главное, чтобы ребенок пришел с этими вопросами к тебе, а не к приятелю. И вот это, пожалуй, самое сложное...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-03-10 02:20 am (UTC)
Я в свое время с такими вопросами шла только к себе :)

Вообще-то когда я писала этот пост, я думала не о детях, а о подростках скорее. 14-15-16 лет. Пушкин, конечно, и в этом возрасте может идти, но хотелось бы и посовременнее чего-нибудь...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: _tigress_
2004-03-10 02:24 am (UTC)
Очень хороший жизненный вопрос. Сама много задумывалась на эту тему.
Лично для себя пришла к выводу, что чтение классиков ребенку ограничивать не стоит. Сама классах в 8-11 обожала есенинского «Черного человека» и депрессивную лирику, нараспев в ночи читала:

Был он изящен,
К тому же поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою
И какую-то женщину
Сорока с лишним лет
Называл скверной девочкой
И своею милою

Мне грустно на тебя смотреть
Какая боль, какая жалость,
Знать только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась

И за все грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положите меня в русской рубашке
Под иконами умирать

Вы говорили,
Нм пора расстаться
Что вас измучила
Моя шальная жизнь

Конечно, депрессон, конечно, страдания, но именно та лирика, помогла мне преодолеть, перестрадать юношеский горький романтизм и стать более позитивно настроенным человеком. Если у человечка в 15-16 лет будет потребность в подобной поэзии, не стоит отстранять его от этого. Ведь подобные стремления могут вылиться во что-то более опасное, нежели увлечение Цветаевой. Не изгоняйте Марину Ивановну с книжной полки!

Хотя согласна, что некоторые вещи для несформировавшейся психики могут быть опасны. Лично я очень рада, что впервые услышала Янку Дягилеву не в 14, а в 18… Да, она мне понравилась и в 18, и в какой-то мере была созвучна душе, но не захлестнула целиком – я была уже в состоянии не сделать ее кумиром и не воспринимать ее произведения истиной в последней инстанции.

ИМХО, вывод о «возможной вредности» поэзии стоит делать, больше опираясь не на смысл поэзии, а на форму. Именно поэтому записи Янки я бы от дочери-подростка с компа потерла (Янка чересчур агрессивна), а Цветаеву, Есенина, Блока на книжной полке оставила… Маяковского, несмотря на его агрессию, кстати тоже – его стихи написаны так, что тот, кто ими заинтересуется, уже достаточно сознателен, а других они не заденут.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-03-10 03:17 am (UTC)
Да, я тут где-то выше уже подумала, что может не в стихах дело, а наоборот... Что если я ее читала -- значит, в этом таки была потребность.
Подтверждение того, что я в мире не один? Что где-то есть/была родная душа? да еще такая...
Но стихи все-таки влияют, на каком-то очень глубинном уровне. Чем лучше стихи, тем больше невидимых на первый взгляд слоев, тем глубже они проникают... А вот что они там делют -- это ж поди знай.. этого может и сам поэт не знать.
И вот когда я вчера случайно наткнулась на тот стишок, который процитировала в посте, и почувствовала "о, вот это про меня", вот тут-то мне и пришла в голову мысль, что может не случайно это...
Ой, что-то не получается связно излагать :(

А Янку я впервые услышала несколько дней назад. И тоже порадовалась, что не раньше :) Могла бы она мне понравиться, ох, могла бы...


(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: aneta
2004-03-10 02:33 am (UTC)
А про след от гвоздя -- это, кажется, ее? Или я что-то путаю?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: anka_v
2004-03-10 03:52 am (UTC)
Тоже не вижу смысла прятать стихи от несформировавшихся личностей. Во-первых, найдут. А во-вторых, действительно, главное, чтобы переживания свои было с кем делить, и лучше если этим кем-то будет мама :)
(Reply) (Thread)
From: katpyxa
2004-03-10 05:48 am (UTC)
вот-вот =)
тем более неизвестно, понравится ли ей и если понравится, каким образом она их воспримет.

не знаю, что там девочкам :) но я бы рекомендовал не прозучавших здесь Пастернака, Гумилева и Мандельштама.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: point_666
2004-03-10 04:53 am (UTC)
Сам я вырос на Иртеньеве. Что из этого вышло - не мне судить. :-)
А кроме этого есть бардовская песня. Что может быть более умиротворяющее, чем Визбор?
"Наполним музыкой сердца..."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2004-03-10 01:54 pm (UTC)
Бардовская песня?
Умиротворить -- да, может быть. Но как насчет привить вкус к хорошим стихам (и музыке заодно)? У большинства бардов, увы, с этим напряженка... Не бейте, не бейте, бывают исключения, конечно, бывают! Ну да, они добрые, умные, и вообще хорошие... Но... В детстве я слушала бардов, в больших количествах. А когда несколько лет назад пошла учиться (как следует) играть на гитаре -- моя учительница сказала, что это заметно :(
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: aneta
2004-03-11 04:39 am (UTC)
А я все ждала, кто ж Бродского предложит? ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avis_a
2009-06-22 12:37 pm (UTC)
Я Цветаеву читаю примерно лет с четрнадцати и... поти вот всю прожитую жизнь :) Не представляю себя без её стихов. Даже увлечение Ахматовой и Пастернаком не оказалось таким прочным!
Дочке моей скоро 12, и у меня не стоит вопрос - давать ей Цветаеву или нет. Захочет, увлечётся - на здоровье! Это же талант!
Дочка у меня вообще много читает, но стихами (в отличие от меня) увлекается не очень... Я, конечно, слежу за её выбором "чтива", но свои вкусы не навязываю и стараюсь обсуждать - что прочитала, как поняла, понравилось ли, или встревожило, или оставило равнодушным...
А Цвтаева ведь (пусть и совсем чуть-чуть) есть и в школьной программе: что в ней такого страшного, чтобы оберегать от неё юную душу?
(Reply) (Thread)