?

Log in

No account? Create an account
Вот мы в наше время... - сумбур и брызги [entries|archive|friends|userinfo]
Анета

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вот мы в наше время... [Feb. 16th, 2012|05:23 pm]
Previous Entry Share Next Entry

[Tags|, , , , , ]

Как я тут недавно писала, Аркадию полечили зуб. И он в свои 3 года 2 месяца всё вытерпел, ни пикнул. Он, конечно, молодец, но и сделано для этого было немало.Его почти год готовили — водили раз в 2-3 месяца поочерёдно то к врачу на осмотр, то к медсестре на чистку. И все при этом были с ним улыбчивы и дружелюбны, говорили, какой он молодец, и после каждого посещения дарили какую-нибудь игрушку. И вчера, когда мы уже собственно пришли лечиться, он лежал на маме, вокруг были папа, врач и две медсестры, все улыбались, как-будто происходит какой-то праздник. А когда врач таким тоном, каким обычно рассказывают сказки, стала рассказывать, что сейчас она положит ему на зубик ватку, и зубик уснёт, ребёнок, кажется, уже был в трансе, и ему не очень нужен был перевод, которым его с двух сторон обеспечивали папа с мамой.
А я вспоминала, как 30 лет назад лечили меня. Никто мне не говорил, что у меня во рту маленькая стройка, не говорил, что на мой зубик положат ватку, он станет очень-очень сонным и уснёт... Да и никакой ватки не клали, лечили так. До сих пор помню одну сцену.
Первый или второй класс, в школе идёт осмотр у стоматолога. В кабинете два кресла и ещё несколько стульев, на которых сидят дожидающиеся своей очередь. И вот, каждый ребёнок, перед тем, как сесть в кресло, спрашивает: «А сверлить не будете?», и только получив успокаивающий ответ: «Нет, я только посмотрю», садится в кресло. А я смотрю на них и думаю: «Глупые! Подумаешь, сверлить… Они не знают, чего надо бояться!», и когда походит моя очередь, спрашиваю: «А каналы пломбировать не будете?» Когда и врачиха, и молоденький практикант в голос заржали, я не обиделась, а как обычно подумала, что, наверное, когда я вырасту, я пойму, почему они смеются. Но вот выросла, и всё-таки не понимаю, что смешного в том, что ребёнок знает, что такое «пломбировать каналы» (и не знает, что такое «анестезия», и не представляет, что взрослые могут как-то позаботиться о том, чтобы ему было не так больно, или хотя бы не так страшно).

Но написать я на самом деле хотела о другом. Вот так вот на волне сравнения детства моего сына и моего собственного, я читала френдленту, а во фрнедленте был пост Жени Кац о преподавании математики детям. Женя в числе прочего ведёт кружки по математике для малышей и младших школьников. У неё на занятиях всем интересно и радостно («А это было занятие? Я думала, это праздник!» — так искренне удивилась одна маленькая девочка в разговоре со своей мамой после Жениного занятия). Женя и её комментаторы жалеют, что обычно в школе это не так.
А я долго тупила в этот пост, но так и не решилась оставить комментарий. Потому что впечатления у меня двоякие.
С одной стороны, Женя безусловно несомненно бесспорно права: учить так, чтобы было интересно, лучше, чем учить скучно и заставлять зубрить. Школа заставляет зубрить ответы на вопросы, которые дети не задавали — сказано очень красиво, да.
Но с другой стороны… Я очень люблю математику. Но училась я в самой что ни на есть обыкновенной советской школе (первые 7 классов). И математику нам преподавали именно вот так скучно: таблица умножения, бесконечные примеры… Никто не прилагал усилий для того, чтобы заинтересовать меня математикой, а она меня интересовала и интересует до сих пор.
Я думаю, дело в том, что в советской школе все предметы преподавались одинаково скучно. В результате любовь или нелюбовь к предмету, интерес или отсутсвие такового определялись самим предметом, а не интересностью его преподавания. Пробежалась вчера воспоминаниями по всем предметам, которым нас учили в школе. Корреляции моего интереса и качества преподавания не обнаружила.Вот русский язык мне действительно был скучен: много писать, бессмысленные упражнения, глупые тексты… Литература — чтение школьной программы так утомляло, что я не понимала, как ещё можно читать для удовольствия (исключение — поэзия, это нравилось, трогало, учило и воспитывало, а от «обсуждений» на уроках литературы научилась дистанцироваться). В ботанику влюбилась до того, как она у нас началась, и дура-училка этому не помешала. Кабинет биологии напоминал оранжерею (как выяснилось, это не её заслуга, был у нас в школе и хороший учитель, нашему классу просто не повезло), там было просто очень приятно находиться. Скучные классификации нас заставляли зубрить, но мне нравилось. Я могла искренне восхититься цветочком «Ой, смотри, какое крестоцветное!», а однодольные и двудольные были для меня так же различны, как кошка и собака, как секунда и терция для людей со слухом. А вот химия, несмотря на то, что учительница была очень хорошая, меня не вдохновила. Я всё учила, понимала, знала всё, что надо было знать, имела заслуженную пятёрку, но в химии меня интересовало в основном то, что на самом деле физика (таблица Менделеева и т.п.). С чем у нас в школе было хорошо — это с французским языком (сейчас эта школа стала специализированной именно на французском, но тогда это была просто школа, в которой директриса преподаёт французский и всячески этот предмет усиливает). Я с удовольствием играла в школьном театре, где весь репертуар был в двух вариантах, на русском и на французском. Мы отплясывали под «Ласковый май» с марокканцами, угощали хлебом-солью в школьной столовой французов. И настоящие французы хвалили моё произношение… Но когда лет через двадцать я попыталась возобновить своё обучение французскому, оказалось, что в моё французское произношение естественно и незаметно вползло московское аканье, а в памяти остался только припев песенки про утят и несколько фраз, которые я пафосно произносила со сцены. Всякие истории и географии прошли мимо меня независимо от качества преподавания. Физику в объёме, достаточном для поступления в МФТИ, я выучила за лето сама, как-то хватило и интереса, и мотивации. Единственное, что меня тяготило как урок — физкультура. Я была бы очень даже не против, если бы вместо уроков с нормативами, кроссами, стометровками, оценками нам бы сделали какие-то весёлые подвижные игры. Хотя подозреваю, что есть люди, которым не так тяжело трясти тушкой — следовательно, не так скучно бегать кроссы. Подозреваю, что многие из тех, кто бегает по городскому валу в центре Гёттингена, делают это не как подвиг силы воли, а ради удовольствия. Возможно, им бы и школьная физра не казалась бы таким нудным мучительным ритуалом.
А вот чему меня учили «правильно» (уже в сознательном возрасте) — это НЛП. Когда я пришла на первое занятие, длившееся часа 4 или больше, я поразилась, как всё это время преподаватель (тренер) удерживает внимание аудитории. За все эти часы я ни разу не «уплыла», не погрузилась в какие-то свои мысли, что всегда случалось даже на самых интересных лекциях или семинарах. Я обучалась на курсе НЛП-практик, почти год (два с половиной полных дня раз в месяц), потом на курсе НЛП-мастер, в режиме интенсив, с утра до вечера три недели. И всё это время я была возбуждена и мотивирована, мне казалось, что всё это жутко интересно и круто… Но уже на матер-курсе оказалось, что некоторых техник из курса практик я так и не поняла, а сертификацию мастер-курса я провалила, потому что не умела того, что, как оказалось, надо было уметь, но в явном виде нас этому не учили. И сейчас из НЛП я не помню почти ничего, кроме того, что это интересно и круто. И каждый раз, когда мне пытаются что-то рассказать заинтересованно, эмоционально вовлечённо, я эмоционально вовлекаюсь, но потом помню только эмоции жуткоинтересно, но не суть.
Одна моя знакомая, занимающаяся частными уроками, рассказывала, как она ищет подход к каждому ученику, творчески готовит каждое занятие, фантазирует и импровизирует в процессе. В общем, относится к работе со всех сторо похвально. И вот рассказывала она, что есть у неё один ученик очень спокойный, и она его старается всячески расшевелить… И тут я примерила на себя. Если б меня старались расшевелить, то я бы расшевелилась, и получила бы кучу удовольствия в процессе… но сколько бы мне было от этого пользы в смысле обучения — не знаю.

И вот мне интересно, уважаемые друзья мои, это только мне кажется, что всякие игры, вовлечения, мотивации — это как розочка на торте? Торт вкусен и без розочки, а манную кашу никакие розочки не спасут. А любителю манной каши розочки будут только мешать… Или это моё извращённое совком восприятие? И это не нормально, а нормально так, как делает Женя Кац и её единомышленники?
А то ведь… если с третьей стороны посмотреть, почти все случаи, когда я работала, и работа доставляла мне удовольствие, связаны с обучением и с тем, чтобы это обучение как-то «разукрасить», обынтереснить, сделать объёмнее и понятнее…
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: we_are_sinking
2012-02-17 01:55 am (UTC)
По ссылке не ходил. Навеяло это на меня недавнюю грустную историю, когда хорошую знакомую, жену друга, попросил помочь нарисовать комик-стрип для стартапа. И она ответила, что теперь ей вообще не до учения, рисования и т.п., что она теперь в Лондоне дважды мама, и все внимание уделяет детям, в частности, учит их русскому языку и математике.

Не помню, чтобы меня в детстве чему-то учили специально. Нравится подход папы - он просто покупал интересную книжку, подписал на журнал "Юный техник", подарил радио-конструктор модульный...

Позже, в школе и на Физтехе, я многому учился и, возможно зря, так как ничего не помню совершенно. Недавно силился решить задачку http://ferneregenbogen.livejournal.com/268183.html - не смог вспомнить элементарную тригонометрию. А случись это на олимпиаде в школьные года - думаю, смог бы

Не очень это сейчас интересно. Образование, как говорится, это то, что осталось от ваших знаний после того, как вы забыли, чему учились. Если мне посчастливится стать отцом, то специально, насильно учить ребенка математике или иным вещам я не буду. Я поступлю как мой отец поступал со мной - просто заинтересую. Более чем уверен, что ребенок в состоянии найти решение многих задач, если не из-под палки, а из природного любопытства

P.S. Я искренне рад, что ты забыла НЛП. На себе неоднократно испытывал негативное воздействие этой штуки. С тех пор не люблю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2012-02-17 02:25 am (UTC)
Не знаю как математике, а русскому языку учить в Лондоне очень даже имеет смысл, вне языковой среды ребёнок сам не научится.

Про P.S... мне нужны некоторые усилия, чтобы ответить не матом.
Какой именно "этой штуки"? Тобой пытались манипулировать? Верю и сочувствую. Но при чём тут НЛП? То есть, именно НЛП, а не все-эти-ваши-штуки-зомбирование-кодирование? Ок, даже если кто-то прочитал в интернете про какие-то техники НЛП, и пытался применить к тебе, с целью навредить или просто неумело - то откуда сразу вывод, что это стала бы делать я?
НЛП — инструмент. Сильный и работающий, если в умелых руках. Давайте тогда может и лекарства запретим? От них же побочные действия бывают, и яды на том же принципе устроены. Давайте физиков запретим, а то устроят нам, понимаешь, конец света. Давайте ножами не будем пользоваться, дабы в подворотне никого не пырнули...
Нельзя же так.. обидно получается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: we_are_sinking
2012-02-17 04:17 am (UTC)
Да, прошу прощения, что из моего постскриптума можно сделать вывод, что ты стала бы применять НЛП во вред кому-либо.

Про свое отвращение к как ты правильно заметила "всем-этим-штукам-зомбированию-кодированию" я отдельно напишу в своем ЖЖ. Если конечно ты не отфрендишь меня, я напишу здесь в комментарии, когда найдется время описать все те невзгоды, что произошли со мной в результате воздействия вышеупомянутых штук.
(Reply) (Parent) (Thread)