?

Log in

No account? Create an account
сумбур и брызги [entries|archive|friends|userinfo]
Анета

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Двойной стандарт? [Oct. 12th, 2007|11:26 pm]
Previous Entry Share Next Entry

[Tags|, ]
[Current Mood | thoughtful]

Сегодня впервые проводила лабу в одной из комнат, восстановленных после ремонта. И первом же беглом взгляде обнаружила приятную деталь: открытый балкон. Открытый - в смысле, не запертый. Я очень люблю всякие балконы, но привыкла уже к тому, что во всяких общественных местах, в том числе в институте, всякие балконы, выходы на крышу, чёрные ходы и прочие интересные вещи по умолчанию либо заперты на замок, либо наглухо заколочены. А здесь... Новая балконная дверь современного дизайна, с такой соблазнительной ручкой... попробовала - и правда, послушно открылась...
А за ней...
За ней кончилось царство современной цивилизации, и обнаружились облезлые металлические перила не балкона даже, а площадки пожарной лестницы. То есть, перила с двух сторон, а с третьей почти отвесные ступеньки. И почти ничем не занятый горизонт на восток.
Постояла я так, полюбовалась началом рабочего дня... Солнце, уже успев - пока никто не видит - пошалить из-под горизонта розовой краской, убрало за собой, и деликатно скрылось за тучи, дабы не отвлекать. Внизу - пятый этаж - причём высокий (доводилось мне лазить по этим пожарным лестницам!) пятый этаж - тянулись на первую пару студенты, удивительно бодрые для такого времени суток... (почему-то хочется тут написать что-то типа "эх, молодость!", да как-то стилистически не складывается).
Постояла, полюбовалась, подумала, что скоро отсюда на первой (а то может даже и не на первой) паре можно будет встречать восход...
И вернулась в комнату, зачем-то плотно закрыв за собой балконную дверь.

А на вечерних занятиях забрёл в лабораторию студент, не мой, просто пообщаться с однокурсниками. Пообщавшись, направился к балкону...
- Можно, я выйду на балкон...
Я представила себе железные прутья, почти отвесные ступеньки, высокий пятый этаж, на всём этом студент... и ответила почти инстинктивно:
- Лучше не надо.
- ...если Вы не против. - Видимо, я сказала недостаточно громко или внятно.
- Я против!
- Я не надолго...
- НЕ НАДО!

Я, конечно, помнила утро. И мне, конечно, хотелось выйти на балкон ещё. И я, конечно, не вышла. При студентах. И, конечно, в сознаии всплыли слова "двойной стандарт".
Но, почему-то, мне не показалось, что я делаю что-то неправильно... ни утром, ни вечером.
Почему бы это?..


И на утренней, и на вечерней лабе нашлись студенты с фотоаппаратами, фотографирующие тиратрон.
- Зачем? - спрашиваю.
- Просто так, - говорят, - красиво...
Ну, не знаю... лампа как лампа. Я б лучше дельта-линию водорода в монохроматоре сфотографировала. Она такая... такая... фиолетовая...
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: lodin
2007-10-12 07:49 pm (UTC)
Хм, ну тут не в стандарте дело, а в том, что когда за другого чувствуешь ответственность, его хочется ограничить. А когда за себя -- наоборот, раскрепощаешься.

Но все-таки надо это бороть в себе, видимо. Студент взрослый и не упадет :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2007-10-12 07:52 pm (UTC)
Ну, мало ли... "эх, молодость" ;)
(В утренней группе обсуждали, куда ведёт эта пожарная лестница... узнав, что в зарешеченное окно третьего этажа, стали двигать идеи, что с третьего и прыгнуть можно...) физтехи - они ж и на настольной лампе могут ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: akuklev
2007-10-12 08:13 pm (UTC)
А чего с ними будет-то? Ну прутья, ну лестница. Им не по три года чай уже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2007-10-12 08:31 pm (UTC)
Ну, не по три.. по двадцать.. большая разница? ;)

Не знаю. Это рефлекс какой-то: "Здесь я за них отвечаю, значит, рисковать нельзя". Будь это в другой ситуации.. я совершенно спокойно и естественно воспринимаю, когда двадцатилетние люди занимаются гораздо более опасными вещами!

Более того.. однажды на ВДНХ мне захотелось залезть на ракету. А там были местные подростки, лет по 13, а то и меньше. И они там водили бесплатные "экскурсии": объясняли всем желающим, куда поставить ногу, за что схватиться, где карабкаться, как лучше пролезть... и сами там кувыркались, как обезьяны. И не казалось мне, что это опасно: они там знают каждый винтик, и прекрасно понимают, что можно, а что лучше не надо... И только посомневалась, когда один из них стал рассуждать, а не устроить ли там "днюху" - не сказать ли, что этого делать не стоит, наверняка ж добудут они пива а то и чего покрепче, а это уже совсем другая ситуация..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: akuklev
2007-10-12 09:43 pm (UTC)
> Это рефлекс какой-то: "Здесь я за них отвечаю, значит, рисковать нельзя".

А почему вы себя чувствуете "отвечающей за них"? Вы же просто ведёте у них лабу. Возможно, я просто к другому привык, но в моём понимании, взаимоотношения тутора (или даже доцента) и студента — отношения двух независимых друг от друга взрослых людей. Задача тьютора — направлять и отчасти контролировать. Особенно, на лабах. Лабы — они вообще для того, чтобы их делали студенты. Тьютор должен, конечно, знать, как лаба делается, однако его идеальное поведение состоит в том, чтобы не вмешиваться в процесс, пока студенты его не спросят. Даже чисто формальный аспект: Если оборудование будет повреждено, виновен тот, кто повредил, а тьютор тут совершенно не причём.

Это совсем другой характер взаимоотношений, чем между учителем и учеником.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2007-10-13 10:21 am (UTC)
Эх... Написала длинный коммент, а его съел упавший файрфокс..
Дело в том, что я расписывалась в журнале по ТБ, где сказано, что "отвечает преподаватель".
Вмешиваться ли в процесс - это вопрос скорее педагогический, у нас это оставляется на откуп конкретному преподавателю. И если студент просто мучает осциллограф, я не вмешаюсь, пока не спросит (ну, разве что, если он делает что-то такое, из-за чего ему придётся потом всё перемерять... у нас ведь не в каникулы проводятся лабы, и не по 6 часов на одну ;) ). Но если вижу, что он пытается сунуть руку под прямые гамма-лучи, всё-таки вмешаюсь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: akuklev
2007-10-14 04:50 pm (UTC)
Студенты, сующие руки под прямой поток гамма, должны подвергнуться естественному отбору. :-)
Неужели такие физтехи встречаются?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2007-10-14 06:10 pm (UTC)
Ну, как сказать... Таких интенсивностей, чтоб обеспечить естественный отбор прямо на месте, у нас в учебных лабораториях, конечно, нет.
А на первом занятии люди получают слишком много новой информации, так что обязательно кто-то забудет, как зовут преподавателя, а кто-то - как правильно передвигать заглушки...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: akuklev
2007-10-14 06:15 pm (UTC)
Сурово. Хотя.. У нас ведь тоже зачем-то тьюторы читают вводную по ТБ перед опасными опытами (она пряма в лабнике написана). Видимо, были случаи.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: salutic
2007-10-13 08:20 am (UTC)
с лестницы не упадут, я думаю, и можно было бы и бороть...

а с другой стороны - они найдут себе развлечений и других, большие уже, а нервы дороже:))

вот с собственными детьми хуже в этом смысле, над ними так трястись нельзя, а студенты - что им будет:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gabryel
2007-10-13 12:03 pm (UTC)
Я недавно прихожу на работу, а там висит портрет в черной рамочке и с гвоздичками. Мальчик, в прошлом году закончил ФББ, сорвался ночью, вылезая по пожарной лестнце с 3 этажа биофака. Зачем полез непонятно - то ли вещи остались в другой, запертой комнате, и он их так хотел достать, то ли вахтеров боялся.



(Reply) (Thread)