?

Log in

No account? Create an account
А вот оказывается не только мне так кажется, что, работая… - сумбур и брызги — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Анета

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Jun. 27th, 2007|06:55 am]
Previous Entry Share Next Entry

[Tags|]
[Current Mood | thoughtful]

А вот оказывается не только мне так кажется, что, работая программистом, вдруг обнаруживаешь, что расти больше некуда.
Должность "старший программист" - это тупик. Я проработала на ней несколько лет, и за это время ничего не изменилось. Да, появились новые технологии. Да, я в числе первых их осваивала и учила других. И делали мы то же самое, только на новых технологиях. По сути не менялось ничего.
И вот когда мне сказали "Работы для вас пока нет... Но вот тут выходит ТоНаЧёмМыПишем версии n+1, изучайте. Тут, возможно, грядёт новый проект, в котором её придётся использовать. Разберитесь, чего в нём нового, поэкспериментируйте, напишите отчёт, чтоб другим проще было..." - мне стало невыносимо скучно. Я не могла себя заставить... А глядя на молодого коллегу, который взялся за ту же задачу с невероятным энтузиазмом, лазил по сайтам и форумам, игрался и экспериментировал сам, восхищался новыми фичами, натыкался на невозможности что-то сделать и тут же находил возможности их обойти, я чувствовала себя просто старой.
Я уволилась - не оставшись даже на ненапряжный парт-тайм, на зарплату, которую вполне бы хватало на жизнь и относительную независимость - может быть потому, что боялась этого ощущения старости, ощущения, что уже не могу. Боясь, что моё "скучно", "не хочу", "расти некуда" - просто прикрытие этого "не могу".
А вот оказывается...

Но автор поста, на который ссылается avva, предполагает, что в творческих профессиях - учёный, писатель - дело обстоит так же. Мне всегда казалось, что это не так, но я об этом не задумывалась... Так ли это? Может, и для учёных наступает момент, когда "расти больше некуда", "ничего не изменилось", "делаешь то же самое" много лет... да? А для поэтов? Обязательно ли есть это "исписался"?

А ещё одна мысль, которая давно пытается сформулироваться, и, кажется, вот тут приходится к слову.
В каждой профессии, наверное, есть что-то такое, что можно, наверное, назвать "элементом творчества"... но может это не совсем точно.
Вот так... человек может считаться хорошим профессионалом, если он знает много (в идеале все возможные) стандартные штуки и умеет в нужные моменты их применять. И чем опытней человек, чем с большим числом разных ситуаций он на своем пути сталкивался, тем быстрее-легче-точнее он подберёт для нужной ситуации нужную стандартную штуку. А вот что сделает человек в ситуации, с которой он не сталкивался никогда? И сталкивался очень мало кто, а может и вовсе никто? Если никакая стандартная штука не подходит, или подходит, но плохо? И нужно вот тут же на ходу изобрести нестандартную? Сумеет ли? Этого ж не проверишь, ибо ситуации такие очень редки, иначе для них бы существовали стандартные штуки. И этому не научишь - обучить можно только стандартным штукам...
На врачах это очень отчётливо ощущается... ну, то есть, на моём отношении к врачам. Идя к незнакомому врачу, я всегда боюсь: а вдруг у меня ситуация нестандартная - сумеет ли он её просечь? И у прграммеров тоже: есть знание множества стандартных путей, а есть умение найти нестандартный. Первое мне скучно, а второе... боюсь, как бы не атрофировалось за невостребованностью... если и было.

А вот учёный по определению имеет дело только с теми ситуациями, с которыми не имел дела ещё никто. А для поэта и тем более стандарты губительны.

Так может быть дело в этом? Пока человек учится, ему поневоле приходится иметь дело с ситуациями, с которыми он дела не имел, изобретать что-то новое (для себя). А с опытом этот процесс затухает, и... дальше грустно.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: anna_frid
2007-06-27 03:44 am (UTC)
Ученых спасает сдвиг вбок области деятельности каждый несколько лет. Поработал, освоил технику - и к другой задаче, для которой потребуется совсем, совсем другая техника. Которую в большинстве случаев надо придумать. Ну или найти в литературе, и еще неизвестно, что проще.

Разумеется, всегда есть шанс, что в этот следующий раз ничего не получится. Если этот момент наступает лет после 35-40, очень многие уже не решаются бросить все и сменить работу. Так и ходят по институту с волосатыми ушами. Грустно, и где гарантия, что я не окажусь там же!

Боюсь, что программисту для аналогичных сдвигов надо периодически менять работу, чтобы задачи были совсем другие, и средства их решения тоже. Или становиться уже не совсем программистом: скажем, не только писать программы, но сначала придумывать схемы рассчета того, что эти программы считают. И чтобы задачи постоянно менялись.

С другой стороны, в таком сдвиге, по-видимому, нуждаются не все. Знаю д.ф.-м.н., который стал экспертом ровно в одной технике. Лучшим в мире - но ровно в одной. И тридцать лет решает одинаковые задачи. Я бы сдохла.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: asena
2007-06-27 04:53 am (UTC)
Возможно, это вариант профнепригодности. Я вот в науку пламенно не хочу - потому что у меня уже на третьем курсе четкое ощущение, что в науке делают всю жизнь одно и то же. Возможно, такой формулировкой организм переводит себе ощущение "это <больше> не моё?"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mopexod
2007-06-27 06:47 am (UTC)
Читала Уилсона "Встреча на далеком меридиане"? Там начало как раз про это.
(Reply) (Thread)
From: 9000
2007-06-27 08:10 pm (UTC)
Кто, набравшись опыта, бросает учиться, тот не настоящий сварщик.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aniramsla
2007-06-28 04:56 am (UTC)
для программеров есть вариант ухода в более короткие проекты, с видением всей архитектуры, с постоянным конструированием и поиском максимальной эффективности. ну или расти в проджекта или мега-архитектора :-) крупных проектов.
стандартность/живость мышления - это самостоятельное качество, как мне кажется. важно, чтобы профессия была близка настолько, чтобы было понятно, куда там свою живость можно приложить :-)
наука для меня - редкое болото усидчивости и шаблонности. высокой наукой занимаются единицы. как, впрочем, и в любом другом виде деятельности.
(Reply) (Thread)