?

Log in

No account? Create an account
сумбур и брызги [entries|archive|friends|userinfo]
Анета

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

научите меня жить: что делать, если студенты не слушают? [Sep. 17th, 2005|04:30 pm]
Previous Entry Share Next Entry

[Tags|, ]
[Current Mood | curious]

Коллеги (в смысле, преподаватели)! А что вы делаете, когда студенты вас не слушают? (Или что делаете для того, чтобы так не бывало?)

Да, я помню анекдот про "...а теперь все сидят, а для тех, кто спит -- ВСТАТЬ! СМИРРРНО!!"

А еще -- на Физтехе лекции по квантам у нас читал Г.С. Ирошников, он иногда поступал так: "А вот из этого выражения легко вывести вот это. Выведите!" -- и замолкал на несколько минут. И нам ничего не оставалось, как выводить формулу прямо в конспектах. Это действительно было не сложно, но для этого надо было вникнуть в контекст, а для этого -- хотя бы проснуться... Действовало железно. По карйней мере, на меня.

А что еще?
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: dzlarisa
2005-09-18 07:10 pm (UTC)


Зависит то того, какие студенты. Если это средний уровень и нет увлечения - тогда - надо создать мотивацию - спросить обязательно тот материал, который рассказываешь, и пожестче.Особенно, если материал сложный, или взять негде, а самостоятельно не тянут. А когда рассказываешь - чтоб это не был длительный монолог - внимание рассеивается, поэтому - включать как-то их постоянно в то, что ты говоришь - с вопросами обращаться, или как-то еще. Проверяй по ходу - понимают ли. А то, что не слушают, когда кто-то из студентов объясняет "домашнее задание" - это закономерно. Ведь психология здесь "железная" - меня это уже не касается. У меня на группах часто так - когда кто-то отвечает на вопрос - всё, остальные уже не слушают, отключаются, пытаются дальше чего-то почитать. Я в таких случаях иногда поднимаю еще кого-то - повторите (особенно если какие-то замечания были), или останавливаю на середине отвечающего и поднимаю другого, комментируя - "у нас тут был разговор тет-а-тет". Нельзя давать расслабляться. Иногда, кто-то ответил - поднимаю другого - ваши замечания по поводу ответа, или прямо по ходу ответа - "согласны? В чем ошибка?" А они ж не слышали. Ну, тут по ходу надо приспосабливаться. А если они заранее знают, что будут отвечать - ну, конечно слушать не будут (это при том, что интереса у них особого нет, но это уже от тебя ну никак не зависит). Особенно на лекциях - просто очень разные студенты. Вот выхожу на разные потоки - я же одинаковая, и материал один и тот же - одни слушают, раскрыв рты, пишут, тихо,а других едва, с напряжением хоть как-то удается держать. Ну, всегда есть часть аудитории, которая не требует напряжения, а вот "заблокировать" галерку, чтоб не мешали хотя бы бывает ну ооочень непросто.А иногда бывает, что значительная часть аудитории просто "не тянет" тот материал, который ты им даешь.Я сначала не могла понять, почему то, что мне кажется скушным - тихо сидят, все пишут, а когда начинается самое интересное - шум по аудитории появляется.Вот прямо на последней лекции, в пятницу - как только пошел серьезный, самый новый и "красивый" материал - половина аудитории потеряла внимание... А вообще у меня был (и до сих пор!) периодически повторяющийся кошмарный сон - я не могу справиться с аудиторией...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2005-09-18 07:28 pm (UTC)
А когда рассказываешь - чтоб это не был длительный монолог - внимание рассеивается, поэтому - включать как-то их постоянно в то, что ты говоришь - с вопросами обращаться, или как-то еще. Проверяй по ходу - понимают ли.

Ага, вот я так и делаю! Иногда то, что хочу сказать, сначала формулирую в виде вопроса, собираю идеи, пока кто-нибудь не выскажет правильную :)
Иногда спрашиваю как бы всех, а если кто-то не слушает, персонально могу обратиться. "Вообще говоря, это не скаляр, а тензор. Помните, что такое тензор? Николай, Вы помните, что такое тензор?"
А если начинают разговаривать между собой, предлагаю вопросы задавать вслух ;) И иногда действительно бывает, что что-то непонятно, и они это обсуждают... А если не это, то извиняются и замолкают.
(Reply) (Parent) (Thread)