?

Log in

No account? Create an account
научите меня жить: что делать, если студенты не слушают? - сумбур и брызги [entries|archive|friends|userinfo]
Анета

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

научите меня жить: что делать, если студенты не слушают? [Sep. 17th, 2005|04:30 pm]
Previous Entry Share Next Entry

[Tags|, ]
[Current Mood | curious]

Коллеги (в смысле, преподаватели)! А что вы делаете, когда студенты вас не слушают? (Или что делаете для того, чтобы так не бывало?)

Да, я помню анекдот про "...а теперь все сидят, а для тех, кто спит -- ВСТАТЬ! СМИРРРНО!!"

А еще -- на Физтехе лекции по квантам у нас читал Г.С. Ирошников, он иногда поступал так: "А вот из этого выражения легко вывести вот это. Выведите!" -- и замолкал на несколько минут. И нам ничего не оставалось, как выводить формулу прямо в конспектах. Это действительно было не сложно, но для этого надо было вникнуть в контекст, а для этого -- хотя бы проснуться... Действовало железно. По карйней мере, на меня.

А что еще?
LinkReply

Comments:
From: eutrapelia
2005-09-17 12:54 pm (UTC)
если болтают - замолкаю, и все молчат, тогда разговаривающих очень хорошо становится слышно, они смуущаются и замолкают сами.
Если они заняты телефоном, то шучу, что-нибудь типа - тамагочи проснулся. Если вижу, что в сети сидят, отвелкаются, говорю - по-моему, тут ищут важные дополнительные сведения по теме, не поделитесь ли с нами и т.д.
И поскольку я не требую обязатеьного посещения, поэтому предлагаю просто пойти заняться более нужным делом, чем сидеть тут.
Но проблем с дисциплиной у меня не так уж много, главное требование - чтобы мне не приходилось повышать голос в ответ на шум в аудитории.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2005-09-17 12:58 pm (UTC)
Про тамагочи -- хорошо! :) Кстати, а они знают, кто это такие? Вроде мода прошла давно, они тогда еще мелкие были... нет?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nadjyshka
2005-09-17 01:22 pm (UTC)
ой, да много методов.
Было один раз, что просто замолчала, минут на 15. потом прочла нотацию еще минут на 10, продиктовала вопросы на самостоятельное изучение и лекцию читать не стала. Но это - крайний метод.
Сейчас очень часто говорю, причем в самом начале: "на лекцию можно не ходить. но если вы пришли на лекцию, будьте добры, слушайте и пишите". Еще часто повторяю, что на моей лекции разговариваю только я сама, и только я, а те, кто хочет говорить вместе со мной, должны выйти из аудитории. Тоже крайний метод, но если я сказала студенту выйти, я не продолжаю лекцию, пока он не выйдет.

А еще стараюсь так строить лекцию, чтобы особого времени на разговоры не было. Чередую рассказ и диктовку (именно диктовку, по моим предметам это оправдано).

а больше - не помню. как вспомню - напишу ;-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nil_0
2005-09-17 01:40 pm (UTC)

Гм.

1. Попросить вести себя потише.
2. Позвать к доске.
Замечу, если на лекции у доски всё время торчит преподаватель, то на семинаре преподаватель может спокойно усесться на первый ряд и поочерёдно таскать к доске студентов, чтобы те решали задачки по его мудрым руководством. Заодно этот метод позволяет регулировать темп изложения, ибо студент у доски не будет разгоняться (в большинстве случаев).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2005-09-17 07:13 pm (UTC)

Re: Гм.

А мои заранее знают, кто пойдет к доске -- я им даю на дом разобрать задачки к следующему семинару. В итоге я рассказываю только что-то из теории, а задачи они разбирают сами. Правда, друг друга они слушают еще меньше, чем меня. А еще, на первом курсе особенно, очень трудно выбить из них школьные комплексы, и убедить не "отвечать у доски", т.е. рассказывать не мне, а своим же одногруппникам.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zauberer
2005-09-17 02:00 pm (UTC)
В некоторых группах это бывает для меня большой проблемой. В медицинском колледже, где дисциплина у студентов в среднем ниже, бывает очень трудно читать лекции, особенно на факультетах, где преобладают девушки. По-моему, в большинстве случаев, когда в переполненную студентками аудиторию входит молодой и (не буду скромничать :)) симпатичный преподаватель, внимание от сложного и нудного предмета отвлекается сильно и надолго. Попытки вернуть тишину, если не самые отчаянные только, остаются безрезультатными. Если какое-то подобие тишины и получается, то иногда только засчёт того, что они вместо разговоров вслух начинают передавать друг другу записочки. Выгнать кого-нибудь из зала у меня ни разу не хватало злости, хотя, видимо, стоит раз-другой так сделать, чтобы хоть самому попрактиковаться.

А посещать лекции там все должны в обязательном порядке, и поэтому нельзя взять и отпустить тех, кому скучно.

С занятиями в институте проще, там студенты более сдержанные, и можно просто замолчать -- через несколько секунд до них доходит, и они тоже замолкают. Причем те, кому на самом деле интересно слушать, в такие моменты начинают возмущенно цыкать на нарушителей спокойствия, так что усилий даже особых прикладывать не надо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2005-09-17 07:09 pm (UTC)
Забавно, у меня ситуация в каком-то смысле такая же, только наоборот: в группе из 16 человек 2 девчонки (в других группах есть по 1, а в некоторых и вовсе нет). Среди препов тоже женщин мало, а <=30 лет совсем редкость. Но это не мешает, а как-то даже наоборот: у студентов есть дополнительный стимул себя проявить.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 4u6
2005-09-17 05:50 pm (UTC)
ничего себе!
физтех - лит?
или я что-то путаю?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2005-09-17 06:57 pm (UTC)
Нет, ничего не путаете, все правильно :)
1992-1998 -- Физтех (а сейчас там же физике учу), 2004-... -- Лит.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: iad
2005-09-17 07:22 pm (UTC)
Я вообще стремлюсь дать понять, что мне совершенно безразлично, сколько в зале публики и как меня слушают. В этом есть некоторое преувеличение, безусловно, хотя мне действительно не очень мешают разговоры в аудитории. Но если вдруг ощущаю, что отсутствие внимания меня не устраивает, можно попробовать что-то сделать.

Я на своих занятиях обычно не сижу на одном месте, а прогуливаюсь, то и дело меняя направление взгляда и речи, как бы обращаясь то к одному, то к другому студенту. Так вот, этим я пользуюсь и выбираю слушателей якобы случайно из тех, кто не слушает. Или наоборот, останавливаюсь возле тех, кто слушает, чтобы остальные почувствовали себя чужими на этом празднике жизни.

А еще – об этом я Вам рассказывал – могу заинтересоваться тем, чем они заняты, но не с упреком, а с любопытством («О! А что это вы тут такое интересное делаете, что читаете, что разгадываете, во что играете?»), что-то прокомментировать. Пусть это будет минутный перерыв, маленькое отступление от темы занятия — от этого будет только польза. А преподавателю честь и слава, что он всем интересуется и все знает.

У меня был только один случай, когда совсем никто не слушал, все демонстративно занимались другими делами. То занятие я прекратил досрочно и отправил всех по домам. Больше это не повторялось.

(Reply) (Thread)
From: 9000
2005-09-17 08:48 pm (UTC)
Отлично! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flammo
2005-09-17 08:49 pm (UTC)
Ну, я начала с того, что порекомендовала посещать только тем, кому больше всех надо, не выключать мобильники, разговаривать на лекциях вплоть до превращения их в семинары, ничего не записывать, приносить с собой кофе в аудиторию и спорить со мной по любым вопросам, после чего, как ни странно, получила во всех группах идеальные рабочие аудитории. Но у меня гуманитарные дисциплины, так что вряд ли это подойдет для семинаров по физике...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: utrorussia
2005-09-18 08:38 am (UTC)
можно попробовать менять место, откуда читать лекцию. Например, встать в конце аудитории за спинами. Они тогда нервничать начинают. Или сбоку.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dzlarisa
2005-09-18 07:10 pm (UTC)


Зависит то того, какие студенты. Если это средний уровень и нет увлечения - тогда - надо создать мотивацию - спросить обязательно тот материал, который рассказываешь, и пожестче.Особенно, если материал сложный, или взять негде, а самостоятельно не тянут. А когда рассказываешь - чтоб это не был длительный монолог - внимание рассеивается, поэтому - включать как-то их постоянно в то, что ты говоришь - с вопросами обращаться, или как-то еще. Проверяй по ходу - понимают ли. А то, что не слушают, когда кто-то из студентов объясняет "домашнее задание" - это закономерно. Ведь психология здесь "железная" - меня это уже не касается. У меня на группах часто так - когда кто-то отвечает на вопрос - всё, остальные уже не слушают, отключаются, пытаются дальше чего-то почитать. Я в таких случаях иногда поднимаю еще кого-то - повторите (особенно если какие-то замечания были), или останавливаю на середине отвечающего и поднимаю другого, комментируя - "у нас тут был разговор тет-а-тет". Нельзя давать расслабляться. Иногда, кто-то ответил - поднимаю другого - ваши замечания по поводу ответа, или прямо по ходу ответа - "согласны? В чем ошибка?" А они ж не слышали. Ну, тут по ходу надо приспосабливаться. А если они заранее знают, что будут отвечать - ну, конечно слушать не будут (это при том, что интереса у них особого нет, но это уже от тебя ну никак не зависит). Особенно на лекциях - просто очень разные студенты. Вот выхожу на разные потоки - я же одинаковая, и материал один и тот же - одни слушают, раскрыв рты, пишут, тихо,а других едва, с напряжением хоть как-то удается держать. Ну, всегда есть часть аудитории, которая не требует напряжения, а вот "заблокировать" галерку, чтоб не мешали хотя бы бывает ну ооочень непросто.А иногда бывает, что значительная часть аудитории просто "не тянет" тот материал, который ты им даешь.Я сначала не могла понять, почему то, что мне кажется скушным - тихо сидят, все пишут, а когда начинается самое интересное - шум по аудитории появляется.Вот прямо на последней лекции, в пятницу - как только пошел серьезный, самый новый и "красивый" материал - половина аудитории потеряла внимание... А вообще у меня был (и до сих пор!) периодически повторяющийся кошмарный сон - я не могу справиться с аудиторией...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aneta
2005-09-18 07:28 pm (UTC)
А когда рассказываешь - чтоб это не был длительный монолог - внимание рассеивается, поэтому - включать как-то их постоянно в то, что ты говоришь - с вопросами обращаться, или как-то еще. Проверяй по ходу - понимают ли.

Ага, вот я так и делаю! Иногда то, что хочу сказать, сначала формулирую в виде вопроса, собираю идеи, пока кто-нибудь не выскажет правильную :)
Иногда спрашиваю как бы всех, а если кто-то не слушает, персонально могу обратиться. "Вообще говоря, это не скаляр, а тензор. Помните, что такое тензор? Николай, Вы помните, что такое тензор?"
А если начинают разговаривать между собой, предлагаю вопросы задавать вслух ;) И иногда действительно бывает, что что-то непонятно, и они это обсуждают... А если не это, то извиняются и замолкают.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sonechko
2005-09-18 08:38 pm (UTC)
периодически рассказывать анекдоты
(Reply) (Thread)